Искусство и архитектура барокко скандинавского модернизма

О строительстве

КУГГЕН, фото Торд-Рикард Содерстром

Еще в 2014 году BUILD встретился со шведским архитектором Гертом Вингардом в его штаб-квартире в Стокгольме, чтобы обсудить его впечатляющий список дальновидных общественных и коммерческих проектов. Завершив проекты в Скандинавии, Северной Европе и США, Wingårdh спроектировал работы, начиная от зданий посольств и университетов, заканчивая торговыми центрами и диспетчерскими вышками. BUILD и Wingårdh обсудили дизайн гольф-клубов, как сделать так, чтобы ваши клиенты были довольны, и что значит быть максималистом. Надеемся, вам понравится это интервью из нашего архива.

Каковы были самые важные карьерные шаги, которые вы сделали, чтобы обеспечить крупные общественные проекты, благодаря которым вы известны?
Самое главное, что мы не разочаровали наших клиентов, а это значит, что со многими из них мы работаем и по прошествии 20 лет; построение доверия и сохранение клиентов были ключевыми для нас. Этот акцент на отношениях с клиентами применим даже к проектам, которые могут не продвигаться вперед. Например, мы выиграли конкурс на проектирование стадиона для Олимпийских игр 2004 года в Стокгольме, и хотя Стокгольм проиграл его Афинам, мы установили хорошие отношения со шведскими политиками и государственными служащими, которые впоследствии принесли нам пользу в других проектах.

Как определить, подходит ли потенциальный клиент вашему офису?
Здорово, когда клиент является конечным пользователем проекта, поскольку он создает то, что в конечном итоге будет использовать. Всякий раз, когда у нас случался неудачный опыт, обычно это происходило из-за того, что мы работали на третью сторону — строителя или разработчика, который выпускал готовый продукт на рынок.

Какие стратегии лучше всего подходят для вовлечения клиента в процесс проектирования?
Быть очень открытым. Наилучшие отношения между клиентом и архитектором — это отношения, в которых каждая сторона уважает и учится у другой. Речь идет о проявлении взаимного уважения и восхищении клиента идеями, которые вырастают из того, что он изначально дал вам. Мы говорим, что всегда хотим дать клиенту то, о чем он даже не подозревал. Но, в конце концов, дизайн все равно должен быть таким, каким хочет его клиент, а не архитектор.

Вы известны тем, что в 1980-х отказались от высокофункционального «интернационального стиля». Каковы были ваши причины для этого?
Во-первых, я думаю, что оторваться от истеблишмента — это очень типично для двадцатилетних. Во-вторых, я начал изучать архитектуру в начале 1970-х, когда Европа переживала довольно радикальные движения после 1960-х. В Швеции это означало, что, будучи студентом-архитектором, вы не должны были изучать формы и пропорции или ссылаться на каких-либо великих архитектурных героев. Скорее, вы должны были находиться на рабочем месте, размышляя о жизни рабочих, о том, как строить фабрики или производить товары.

Я был очень заинтригован Вентури, Изенуром и Брауном. Учась у Лас-Вегаса, и я развил понимание, подобное поп-исполнителям того времени. Для меня чтение было похоже на просмотр книги о Ричарде Гамильтоне или Роберте Раушенберге. Потом я прочитал Сложность и противоречие в архитектуре, что тоже очень убедительно. Я думал, что идея «двойного кодирования», чтобы в дизайне было что предложить непрофессионалу и гарвардскому архитектору, была блестящей.

Вы посещали Лас-Вегас после этого?
Да, я совершенно ненавидел Лас-Вегас и никогда не испытывал желания вернуться. Но у меня было много положительного опыта в других местах в Америке.

Можете ли вы объяснить, что вы думаете о том, чтобы быть «максималистом» или практиковать своего рода современное барокко?
Я начал изучать историю искусства, и меня привлекли работы Франческо Борромини за его манипуляции с классическими архитектурными формами и его геометрический словарь. Образ мышления в стиле барокко был очень интригующим для меня, и я почувствовал сходство между этим и аргументом Вентури об украшенном сарае, поскольку оба использовали преувеличенную геометрию и архитектурное изобилие.

Как учеба повлияла на вашу работу?
Ранние уроки моего образования по истории искусства были для меня самыми важными. Идея о том, что архитектуру можно считать искусством, была центральной в моем обучении. Я был очарован тем, как искусствовед может прочесть горизонтальность проекта Фрэнка Ллойда Райта или провести связь между пространствами Корбу и кубистскими картинами. Работы на эти темы оказали на меня огромное влияние, равно как и ранние эссе Питера Эйзенмана и Майкла Грейвса в Оппозиции журнал. Мне всегда нравилось смотреть на их планы и читать лежащие в их основе аргументы.

Вся конструкция гольф-клуба Ojared скрыта под травяным покрытием поля, а интерьер демонстрирует передовую эстетику дизайна, которая не может быть дальше от внешнего вида и функциональности американского гольф-клуба. Каким был процесс проектирования в этом проекте?
Это был мой первый настоящий заказ, выходящий за рамки интерьерных проектов. Я был в бизнесе в течение девяти лет, прежде чем этот клиент пришел и сказал, что ему нужен клуб для гольфа, который также был бы художественным музеем. Он сказал, что хочет, чтобы здание клуба было таким же интересным, как Музей современного искусства Луизианы в Дании. Я хотел сделать проект в соответствии с природой, и на дизайн повлиял Эмилио Амбаш, потому что его здания часто покрыты дерном и, кажется, растворяются в ландшафте.

Одна из проблем заключалась в том, что первый тройник находился на крыше; мы не хотели иметь перила, и все же мы должны были предотвратить падение людей со здания. На нас повлияли палубные ограждения из горизонтальной сетки, которые можно увидеть на авианосцах. Эта решетчатая структура была выложена на перекрывающихся сетках под углом 15 градусов и немного сложна. Здание было хорошо принято и выделялось, потому что в нем уделялось внимание деталям. Wingardhs получил высшую архитектурную награду Швеции за это здание в том году, и это, по сути, утвердило нашу фирму, и мы выиграли дополнительные конкурсы.


OIJARED GOLF CLUBHOUSE фото Стефана Халлберга

Было ли страшно получить проект такого масштаба в качестве первого заказа?
Нет, это не пугало — на самом деле, на мой взгляд, это было давно пора. Архитектура — это игра на упорство, и вы должны быть в ней все время, чтобы получать возможности. На том этапе своей карьеры я был молод, голоден и готов сделать что-то важное.

Как вы получили такой проект, как башня управления полетами Arlanda TWR для аэропорта Стокгольма?
IM Pei отказался от проекта, и Стокгольмский аэропорт выставил проект на международный конкурс. Мы соревновались с рядом фирм, в том числе с Aldo Rossi, и победили.


Слева: управление полетом ARLANDA, фото Аке Эсона Линдмана; Справа, KUGGEN, фото Tord-Rikard Soderstrom

Как ваш процесс проектирования повлиял на очень выразительное здание Kuggen в Гётеборге, Швеция?
Большое влияние на клиентов оказал Стата-центр в кампусе Массачусетского технологического института, спроектированный Фрэнком Гери. Они сказали, что не могут позволить себе Гери, и спросили, можем ли мы произвести Гери по дешевке. На участке был существующий двор, и сильный ветер делал его неприятным, поэтому клиент запросил здание в виде киоска, которое можно было бы вставить во двор, чтобы уменьшить ветровую нагрузку и создать место для встреч. Дизайн превратился в серию конференц-залов, расположенных как лепестки цветка, а в плане использовались плиты пола, расположенные в шахматном порядке. Дизайн оказался очень рациональным, так как он перешел от чего-то свободного к чему-то очень концентрированному.

Как развивался ваш дизайн торгового центра Emporia в Мальмё?
Первая стратегия для торговых центров в Швеции — попытаться спрятать здание. Вторая стратегия основана на том факте, что люди теряют интерес к торговым центрам, которые все похожи друг на друга. Третья стратегия — не использовать яркие цвета, потому что они отвлекают внимание от магазинов. Что касается дизайна Emporia, мы решили выделить его, сделав нечто противоположное другим торговым центрам. Мы утверждали, что мы должен используйте яркие цвета, потому что это будет отличать это здание от других торговых центров, и мы выиграли день с этим аргументом.


ЭМПОРИЯ, фото Торд-Рикард Содерстром

Здание Универсеума в Гетеборге, которое вы спроектировали, является ресурсом для научного образования, но само здание, кажется, многому учит об архитектуре. Что, как вы надеетесь, люди возьмут из архитектурного решения Universeum?
В здании огромная прозрачность: если вы нажмете кнопку лифта, вы увидите, как двигаются механики, и вы сможете увидеть воздуховоды. Открытая деревянная структура также очень поучительна, поскольку зритель может видеть и понимать структурные системы. Готовясь к проектированию здания, мы объехали множество научных центров по всей Европе. Нам часто говорили, что независимо от того, что вы делаете, вы должны планировать реконструкцию части здания в какой-то момент, потому что вы никогда не знаете, какие экспонаты будут наиболее важными. Это привело нас к выбору концепции дерева, чтобы здание можно было легко модифицировать в будущем, не подвергая капитальному ремонту. Эта адаптируемость находит отражение в построенной форме и сообщается посетителям, показывая, где что-то изменилось с течением времени.


UNIVERSEUM, фото Ульфа Целандера

Важно ли для ваших зданий иметь повествование?
Да, но вы никогда не знаете, что появилось раньше: у вас было повествование, когда вы начали проектировать, или история развивалась по мере того, как здание собиралось?

Какой совет вы можете дать молодым архитекторам?
Стойте на своем, как архитектор. Вы получите образование и станете экспертом в архитектуре. Когда вы встречаете людей, не согласных с вашими дизайнерскими идеями, вы должны быть уверены, что действительно являетесь экспертом в этом вопросе. Вы должны поддерживать день с вашим аргументом в пользу дизайнерского решения.

Герт Вингард изучал экономику, историю искусств и архитектуру в 1970-х годах в Гетеборгском университете и Технологическом университете Чалмерса в Швеции. Он основал свою фирму в 1977 году, и сейчас в нем работает 175 сотрудников в Стокгольме, Мальмё и Гётеборге, Швеция. Отмеченная наградами практика специализируется на архитектуре, городском планировании, дизайне интерьеров и ландшафтном планировании. Wingårdh реализовал проекты по всей Швеции, а также по всему миру, при этом конкурсы дизайнеров составляют большую часть бизнес-операций офиса.

Фото Якоба Карстрема

Пример HTML-страницы
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Стиль, дизайн, интерьер.
Пример HTML-страницы